Размышляя над спектаклем «Алексей Каренин»
Современный театр, кажется, балансирует на грани, а при этом ты не знаешь где эта грань, т.к. он ничем не ограничен и предоставляет огромное пространство для полета фантазии режиссера. Наверное, поэтому то, что получается в итоге, часто вызывает бурный отклик у зрителей. Современная постановка классики в Челябинском театре драмы – это смело, необычно, интересно, удачно.
25 января я сходила на спектакль «Алексей Каренин» в театр драмы. Для меня он оказался очень интересным, смелым, красивым. Все детали спектакля работают на создание единого цельного действа. Великолепные декорации и свет, создающие объем и перспективу, красивая глубокая музыка (современная классика), современная, необычная хореография. (Когда в самом начале поднялся занавес, у меня был восторг от того, какая красивая передо мной открылась экспозиция. И спектакль с первого момента захватил меня.)
«Алексей Каренин» – это современная постановка Евгения Маленчева известного всем романа Л.Н Толстого «Анна Каренина». При всей своей современности, текст прекрасно адаптирован, и сюжетная линия Каренина и Анны, а именно она является в спектакле главной, достаточно точно следует за первоисточником, не искажая его (но все же спектакль, как сказано на сайте театра, для подготовленного зрителя, человеку, который не знаком с романом, возможно, будет сложнее понять).
Сам спектакль вне какого-то определенного времени и пространства, действие происходит здесь и сейчас, а, например, костюмы на персонажах, не являются показателем эпохи, они выступают как определенные символы, становятся средством выражения внутренней сути героя, т.к. в спектакле раскрывается именно личная, человеческая драма, которая понятна и знакома человеку как 150 лет назад, так и сегодня.
Если Л.Н. Толстой раскрывает трагедию женской души и делает образ Анны центральным в романе, то Василий Сигарев показывает те же события, происходящие в семье Карениных, но уже с позиции трагедии мужчины. Дан именно взгляд Алексея Каренина на происходящее, его переживания и чувства. Это человек, который отчаялся, оказался бессильным перед своей женой, и обстоятельствами. Бессилен от своей любви, доброты, мягкости, комплекса, нерешительности, безобидности, слабости. Он видит, что происходит в их отношениях с Анной, видит, как от него отдаляется сын. Алексей пытается говорить с ней об этом, но он слабее ее, он сам это понимает и признает. Олицетворением его внутреннего характера как бы выступает образ лакея - мягкое, безобидное, несуразное, нелепое существо (возвращаясь к костюмам и их символичной роли в постановке). В самом спектакле очень много образов и символов, чтобы понять которые до конца, одного просмотра недостаточно.
Отдельно хочется сказать про декорации и то, как организовано пространство. На протяжении всего спектакля на площадке мы видим треугольник, который с одной стороны создает объемное пространство некой комнаты, которая отделена от оставшейся части сцены прозрачными стенами. Эта стена, которая разделяет героев, символизирует их отдаленность, непонимание между ними. И как крик души на ней остаются надписи: «МАМА, МАМА, Аня! Аня!», – которые оставляют отец с сыном, пытаясь быть услышанными. С другой стороны, этот треугольник с розовым потолком символизирует «любовный треугольник», часто герои оказываются именно в его углах, или движутся четко по траектории сторон. А выход из него только один, и именно такой выход находит Анна в конечном итоге, разочаровываясь во всем и не видя свою дальнейшую жизнь.
Еще одним очень ярким средством создания символичности был занавес, который нависал давящим потолком над героями в минуты наивысшего отчаяния. Интересно то, что эта черная плита нависает сначала над Карениным, а Анна возвышается над ним, а потом герои меняются местами, и на этом месте оказывается уже сама Анна. Тут Алексей совершает попытку сблизится с ней, и, кажется, что оказавшись вдвоем в этом положении и прочувствовав его, герои именно в этот момент могли изменить дальнейший ход всех событий, но Анна уходит от Каренина, и все заканчивается всем известным финалом.
Трагедия семьи показана через переживания, чувства и мысли каждого: Анну, Алексея, их сына Серёжу. Очень пронзительны разговоры сына с отцом, в которых заключены такие просты и настоящие истины про любовь, семью. В этих сценах многие могут видеть и узнавать свои отношения в семье, они просты и понятны по-своему, но каждому.
Конечно же, нужно сказать про актеров, исполняющих роли Алексея и Анны – Михаила Гребень и Ирину Бочкову. На них очень хорошо ложатся эти образы. И они точно передали то, что чувствуют герои, как переживают, что думают. Отдельно хочется сказать про мальчика, исполняющего роль Серёжи он большой молодец!
Спектакль современен и одновременно «классичен». Известная история разыграна по-новому, необычно, смело и весьма удачно, при этом тема остается неизменной, потому что она может быть близка и понятна каждому человеку, вне зависимости от времени. Очень приятно видеть такую постановку в репертуаре Челябинского театра драмы. Надеюсь, театр будет еще радовать такими спектаклями!