Добрый вечер. Привет из Нижнего Новгорода. Спасибо за Алексея Каренина, очень понравилось, спасибо ещё раз!
О пьесе «Алексей Каренин» Василия Сигарева по мотивам романа «Анна Каренина» мы можем сказать: все перевернулось в жизни и доме Каренина — изнанка мироощущения и миросозерцания главного героя.
В пьесе смещены акценты.
Главный герой - Алексей Каренин, его мужская драма, и возрастающее одиночество, потеря семьи.
Нарастающая тревожная музыка, тяжелый черный занавес как наступление бесконечной ночи - это не раз будет использовано для усиления драматических сцен спектакля.
Зрителю открывается сцена в виде подиума. Этот подиум — голгофа любви.
И на этом подиуме, стеклянном аквариуме начинается решение дилеммы что важнее: любовь или семья.
Судорожно двигающиеся пальцы актеров, как нервные окончания — немые выразители тревоги и ожидания беды. Низкий давящий потолок усиливает состояние трудного дыхания.
Со слов Алексея Каренина, вольный дух Москвы, который привезла жена Анна, для него, человека с заскорузлыми взглядами и затертыми понятиями норм светской жизни, — это солнечный удар.
Актер Михаил Гребень скрупулезно выстраивает свою роль от карьерного чиновника до несчастного человека, мужа и отца.
В начале Гребень в роли Каренина все еще «человек в футляре», но в развитии событий мы видим Каренина морально раздавленным, отчаянно и безуспешно старающимся восстановить семью, вернуть Анну и любовь сына.
В отчаянии он обращается к стеклянной стене как к иконе, на которой своими руками написал: «Анна — моя жена».
Михаил Гребень на контрастах строит свою роль. В ходе спектакля лоск, самоуверенность Каренина меняются на образ человека с неровной походкой, осунувшимся лицом, с глазами, наполненными болью.
Каренин делает обидные выходки в адрес сына и жены, отчего еще больше страдает.
Михаил Гребень притягивает эмоциональное внимание зрителя и вызывает сочувствие к своему герою.
Достойная работа актера.
Ирина Бочкова не перестает удивлять своей многогранностью. Её талант как многозвучие арфы.
Анна в ее исполнении — жена, любящая мать. Женщина, не познавшая истинной любви, открывает мир заново, встретив Вронского.
Любовь для нее как счастливое наваждение, затмение. Любовь, для которой нет преград и мнений «света».
Лишь моменты прозрения — это сын, любовь к сыну.
Ирина Бочкова все время держит нерв роли и спектакля.
Как бы ни говорил ее сын Сережа, что мама сильная женщина, она беспомощна отстоять свою любовь и счастье.
Одна из самых эмоциональных сцен: роды Анны в черных покрывалах (еще одна режиссерская находка).
Множество черных покрывал - этот образ ассоциируется как бездна, пучина, из которой не вырваться, не спастись.
Образы этих черных покрывал, как черное молоко, всюду.
И монолог Анны звучит как прощение, как прощание, мольба.
Еще одна высокая нота взята Ириной Бочковой.
Говоря о Татьяе Скорокосовой, хочется воскликнуть: «Какая актриса!».
Ее Лидия Ивановна - ханжа в монашеском обличии, один из ярких запоминающихся образов спектакля.
По ее словам, она олицетворяет благочестивость.
Как клещ, она впивается в жизнь Алексея Каренина. Как елейно выстроена ее речь. По толике она вкладывает в душу Каренина свое понимание жизни и морали.
Почти параноидальное желание помочь, участвовать в судьбе любимого человека не останавливает ее ни перед чем.
Татьяна Скорокосова точно выстраивает каждую фразу, и каждое ее слово убеждает.
Мощная актерская аура, как паутина из которой трудно выбраться Каренину.
Да и зрителя затягивает аура ее персонажа.
Хочется сказать еще об одном исполнителе. Это Константин Иванов.
Маленькая роль лакея.
Громила в нелепых одеждах, так напоминающий тургеневского Герасима из «Муму». Человек без имени, просто лакей. И задача его выполнять быстро, точно, покладисто волю хозяина, что он и делает с собачьей верностью. Думать не для него.
Но когда наступает момент, что могут обидеть маленького Сережу Каренина, мы видим другого лакея — человека с сердцем, живыми глазами, готового защитить ребенка.
Правильно говорят: маленьких ролей не бывает.
Территории любви сложна …
Толстые стеклянные стены аквариума разъединяют героев.
Они видят, но не слышат друг друга. У взрослых, у каждого своя правда.
Семья = любовь. Взрослые не могут найти дорогу, ту, единственную, где будут счастливы вместе в семье.
А Сережа Каренин (исполнитель роли юный Добрыня Арефьев - талантливое будущее театра) говорит отцу Алексею Каренину, что он будет счастлив только с мамой и папой.
Любовь ушла из семьи.
Спектакль, по большому счету, режиссерская удача Евгения Маленчива. Взгляд на старое через призму нового. Человек вчера и сегодня может оказаться в похожих ситуациях.
Личная жизнь Каренина, его драматические перипетии становятся достоянием всех.
Финал первого действия очень напоминает телевизионные передачи, которыми изобилует современное телевидение .
Это как бесконечное жужжание мух, назойливо желающих покопаться в твоей душе, в белье.
Им это в удовольствие.
И финальная точка - фотография застывших лиц в агонии любопытства, это сигнал: берегите себя, берегите своих близких.
Известный столичный режиссер Константин Богомолов много ставит классики глазами современного человека.
Отвечая на вопросы блюстителей классической литературы, он сказал: «Надо чаще брать с книжной полки книги классиков и перечитывать, и ты увидишь мир сегодняшний».
Всем нам нужна перезагрузка памяти.
Согласна с рецензией - спектакль в первую очередь для ума, катарсиса почему-то не наступает, хотя последняя тема - завораживает «молчаливостью смерти».
Текст, написанный не Толстым - сильно уступает прямым цитатам, коих, к счастью, много
Немного «медиажурналистский», вплоть «это не проблема».
Советую всем посетить - спасибо за спектакль!
Спектакль впечатлил
Опять про "нелюбовь")
Размышляя над спектаклем «Алексей Каренин»
Современный театр, кажется, балансирует на грани, а при этом ты не знаешь где эта грань, т.к. он ничем не ограничен и предоставляет огромное пространство для полета фантазии режиссера. Наверное, поэтому то, что получается в итоге, часто вызывает бурный отклик у зрителей. Современная постановка классики в Челябинском театре драмы – это смело, необычно, интересно, удачно.
25 января я сходила на спектакль «Алексей Каренин» в театр драмы. Для меня он оказался очень интересным, смелым, красивым. Все детали спектакля работают на создание единого цельного действа. Великолепные декорации и свет, создающие объем и перспективу, красивая глубокая музыка (современная классика), современная, необычная хореография. (Когда в самом начале поднялся занавес, у меня был восторг от того, какая красивая передо мной открылась экспозиция. И спектакль с первого момента захватил меня.)
«Алексей Каренин» – это современная постановка Евгения Маленчева известного всем романа Л.Н Толстого «Анна Каренина». При всей своей современности, текст прекрасно адаптирован, и сюжетная линия Каренина и Анны, а именно она является в спектакле главной, достаточно точно следует за первоисточником, не искажая его (но все же спектакль, как сказано на сайте театра, для подготовленного зрителя, человеку, который не знаком с романом, возможно, будет сложнее понять).
Сам спектакль вне какого-то определенного времени и пространства, действие происходит здесь и сейчас, а, например, костюмы на персонажах, не являются показателем эпохи, они выступают как определенные символы, становятся средством выражения внутренней сути героя, т.к. в спектакле раскрывается именно личная, человеческая драма, которая понятна и знакома человеку как 150 лет назад, так и сегодня.
Если Л.Н. Толстой раскрывает трагедию женской души и делает образ Анны центральным в романе, то Василий Сигарев показывает те же события, происходящие в семье Карениных, но уже с позиции трагедии мужчины. Дан именно взгляд Алексея Каренина на происходящее, его переживания и чувства. Это человек, который отчаялся, оказался бессильным перед своей женой, и обстоятельствами. Бессилен от своей любви, доброты, мягкости, комплекса, нерешительности, безобидности, слабости. Он видит, что происходит в их отношениях с Анной, видит, как от него отдаляется сын. Алексей пытается говорить с ней об этом, но он слабее ее, он сам это понимает и признает. Олицетворением его внутреннего характера как бы выступает образ лакея - мягкое, безобидное, несуразное, нелепое существо (возвращаясь к костюмам и их символичной роли в постановке). В самом спектакле очень много образов и символов, чтобы понять которые до конца, одного просмотра недостаточно.
Отдельно хочется сказать про декорации и то, как организовано пространство. На протяжении всего спектакля на площадке мы видим треугольник, который с одной стороны создает объемное пространство некой комнаты, которая отделена от оставшейся части сцены прозрачными стенами. Эта стена, которая разделяет героев, символизирует их отдаленность, непонимание между ними. И как крик души на ней остаются надписи: «МАМА, МАМА, Аня! Аня!», – которые оставляют отец с сыном, пытаясь быть услышанными. С другой стороны, этот треугольник с розовым потолком символизирует «любовный треугольник», часто герои оказываются именно в его углах, или движутся четко по траектории сторон. А выход из него только один, и именно такой выход находит Анна в конечном итоге, разочаровываясь во всем и не видя свою дальнейшую жизнь.
Еще одним очень ярким средством создания символичности был занавес, который нависал давящим потолком над героями в минуты наивысшего отчаяния. Интересно то, что эта черная плита нависает сначала над Карениным, а Анна возвышается над ним, а потом герои меняются местами, и на этом месте оказывается уже сама Анна. Тут Алексей совершает попытку сблизится с ней, и, кажется, что оказавшись вдвоем в этом положении и прочувствовав его, герои именно в этот момент могли изменить дальнейший ход всех событий, но Анна уходит от Каренина, и все заканчивается всем известным финалом.
Трагедия семьи показана через переживания, чувства и мысли каждого: Анну, Алексея, их сына Серёжу. Очень пронзительны разговоры сына с отцом, в которых заключены такие просты и настоящие истины про любовь, семью. В этих сценах многие могут видеть и узнавать свои отношения в семье, они просты и понятны по-своему, но каждому.
Конечно же, нужно сказать про актеров, исполняющих роли Алексея и Анны – Михаила Гребень и Ирину Бочкову. На них очень хорошо ложатся эти образы. И они точно передали то, что чувствуют герои, как переживают, что думают. Отдельно хочется сказать про мальчика, исполняющего роль Серёжи он большой молодец!
Спектакль современен и одновременно «классичен». Известная история разыграна по-новому, необычно, смело и весьма удачно, при этом тема остается неизменной, потому что она может быть близка и понятна каждому человеку, вне зависимости от времени. Очень приятно видеть такую постановку в репертуаре Челябинского театра драмы. Надеюсь, театр будет еще радовать такими спектаклями!