«Испанка» Южного Урала
«Дом Бернарды Альбы», Челябинский театр драмы, режиссер Дарья Догадова
Настоящие испанские страсти показал Челябинский театр драмы на фестивале "Фабрика Станиславского" в Губернском в постановке по пьесе Федерико Гарсиа Лорки. Несгибаемая и чопорная Бернарда Альба заперла пять дочерей в доме еще до траура по мужу, а с его смертью окна захлопнулись наглухо посреди невыносимого зноя Андуласии.
Молодые и уже не очень женщины изнывают от тоски и от несбывшейся любви, запертые словно «необъезженные кобылки» в стойле. Ржут, лягаются покусывая друг друга и дурея от невыносимого зноя, мух и духоты. На корсетах кольца, чтобы держать лошадок в узде. Похожие кольца вставляют в нос быкам, дабы унять их нрав, в такие продевают цепь для дворовой собаки.
Скучающие дочери Испании готовы пуститься в круг огненного фламенко, но ноги стреножены. «От Севильи до Гренады в тихом сумраке ночей» не для них. Словно не двадцатый век на дворе, а семнадцатый. И гордая матрона почтенного дворянского семейства стережет потомство от бесчестья. Стальные решетки. Черные кружева. Голубая кровь. Молодая плоть тоскует от невыраженной срасти под ночные серенады, пытаясь познать мир через щели тяжелых ставен. Огонь в теле от жары или «инфлюэнцы»?
Только сельская честь не уступит графской, хотя понятно, что оковы приличия счастья не принесут. Даже декорация, в котором и двери дома, и ворота конюшни напоминают нож гильотины, которые грозит обрушиться на несчастные головы. Все это выражено пластично и символично.
В принципе, символики хоть отбавляй. Свет бросает то в жар, то в холод. Летает пух в июльском небе, не давая дышать, столбы пыли поднимает овечья шерсть, солнце так осязаемо и масляно, что помешанная старуха ест его ложкой, даже не намазывая на хлеб.
Тяжело вздымается перышко, толкаемое дыханием младшей дочери, как и ее длинные волосы при встрече с Пепе Римлянина. Юноша с торсом античной статуи и профилем Шаломе вышагивает тонкими ногами точно андалузский иноходец, фырчит и громко пьет, доводя исступление сеньорит в их загонах до невыносимости.
Только ни слова не говорит. А вы видели говорящих жеребцов? Вот и я нет. И яблоко как предмет раздора и символ первородного греха. Вокруг яблока строится сцена страсти: «потом они яблоко ели: Он куснет, а после она».
Конфликт с оковами ханжества, безумным страхом потерять мифическую репутацию (что соседи скажут?), беспредельной гордыней закономерно ведут к трагическому финалу.
Всю боль от закоснелой тирании матриархата блестяще разыграл актерский ансамбль на одном жарком дыхании. А Дарья Догадова так умело и тонко поставила испанскую любовь, не соскользнув в «мыльную оперу», но сохранив пылкий романтизм де Веги, Сервантеса и Лорки. Умению молодого режиссера создать «неклюквенную» атмосферу национального колорита можно только поаплодировать.
А Челябинск посему торжественно внесен на нашу семейную театральную карту России.
Спектакль очень понравился! Всё действие находишься в напряжении. Игра актёров очень впечатлила, сам спектакль наводит на размышления, впервые мне захотелось сходить на него ещё раз. Спасибо большое.
Спектакль прекрасен! Игра актеров чудесна!
Особенно понравились игра актрис Анастасии Аляевой и Аллы Несевой. Сильный и пронзительный спектакль, концовка пробирает до дрожи.
Спасибо группе.
Спектакль от 19.01.24.
Спасибо огромное всем актёрам. Во время просмотра было да, интересно, но накрыло впечатлениями позже (даже не поленилась на отзыв)). Неожиданная для меня концовка. И да, я впервые ощущаю, что сходила бы на этот спектакль ещё раз, и стала бы смотреть ещё внимательнее и с жадностью впитывать все происходящее.
Благодаря этому спектаклю напомнила себе ещё раз, что нужно учитывать желания своих детей, слушать и слышать их
Это что-то невообразимое. Безумие, страсть, любовь, причиняющая боль. И любовь матери и порочная связь. Все эмоции - на пределе. Смотрели дважды. Мало. Хочу еще. Первый раз не могла принять концовку. Слишком больно. Гениально сыграно, Альбе аплодирую стоя - просто невероятно. Жнец прекрасен! Смотреть - обязательно) спасибо!!!