«Скучен театр, когда на сцене видишь не людей, а актеров…» - эти слова принадлежат историку Василию Ключевскому. А ведь правда, посещая театр, хочется не только увидеть работу профессионала, но и познакомиться, узнать этого актера, насладиться его игрой. Так и случилось: 24 января 2019 года я посетила спектакль, поставленный по мотивам знаменитого романа Оскара Уайльда и исполненный актерами «Челябинского драматического театра им. Н. Орлова». Там я окунулась в мир единства режиссерского замысла, мастерства актеров и захватывающей атмосферы спектакля.
Стоит сказать, что пьеса сумела сохранить свой оригинальный сюжет, атмосферу и все ключевые моменты одноименной книги: влюбленный в свою внешность Дориан Грей готов отдать душу дьяволу, чтобы не стареть и оставаться красивым юношей. И происходит необыкновенное, противоестественное, фантастическое: изображенный на портрете Дориан Грей физически стареет, его нарисованное лицо покрывается морщинами, его красота гибнет, а сам Дориан в жизни остается молодым и красивым. И наступает время, когда Дориан готов уничтожить свой портрет, который является свидетелем его бесчестия. Он бросается на свое изображение с ножом. Отчаянный крик прозвучал в большом доме. Слуги, вбежав в комнату хозяина, увидели на стене прекрасный портрет молодого Дориана Грея, а на полу с ножом в груди лежал мертвый старый мужчина.
Главная тема, которую стремился передать писатель, тема истинной красоты человека, была с точностью донесена до зрителя, и за это нужно отдать должное А. Житинкину и актерам. Театральная труппа показала нам, что эта проблема актуальна и в современном мире, а имя Дориана Грея стало нарицательным. « Сейчас наступила ВРЕМЯ ДОРИАНОВ…» - пишет постановщик. И правда, в погоне за внешней красотой, люди теряют самое главное – человечность. Нельзя безнаказанно перечеркивать нормы человеческой жизни. Потеря моральных устоев ведет человека к гибели. В этом - гуманистический смысл и романа, и спектакля.
Ну и, конечно, не могу не остановиться на актерской работе . Все артисты отыграли свои роли великолепно! Особенно меня впечатлила игра народного артиста России Бориса Петрова, которому мастерски удалось исполнить роль Лорда Генри Уоттона, а ведь этому герою принадлежит львиная доля уайльдовских афоризмов, оживляющих действие. И он правдиво изобразил утонченного эстета, любящего красоту и не замечающего ничего, кроме неё. Это стремление делает его абсолютно равнодушным ко всему. У лорда Генри холодная душа человека, который не имеет идеалов. И именно он явился тем искусителем, пробудившим в Дориане желание наслаждаться жизнью любой ценой. Лорд Генри – это воплощение искушения, злости и похоти в спектакле. Бэзил Холлуорд в исполнении Николая Осминова получился таким милым, наивным, искренним и простым, что, кажется, никому лучше эту роль не сыграть. Анне Каймашниковой превосходно удалось передать лиричный образ возлюбленной Дориана - Сибилы Вэйн. Её героиня такая нежная, женственная, ранимая, чувственная и эмоциональная.
Следует отметить, что подбор актеров бы осуществлен очень удачно, их типажи, способствовали созданию удивительных образов спектакля. Заслуживает внимания работа костюмера и гримера: вся бутафория, костюмы, были созданы и подобраны со знанием дела, а декорации полностью соответствовали идейному содержанию спектакля. Стоит обратить внимание и на музыкальное и световое оформление. В спектакле были использованы музыкальные фрагменты из произведений И. Брамса и Г. Персела, точно передающие все чувства и настроения героев, драматизм событий, атмосферу спектакля. Интересной идей мне показалось применение постоянно повторяющейся музыкальной фразы – лейтмотива. Это придавало всем героям и их действиям цельности.
Я бы сказала об этой театральной постановке так: « Больше для ума, чем для сердца». По моему мнению, «Портрет Дориана Грея» - очень сложное для реализации на сцене произведение. Это обусловлено большим объемом текста, длинными диалогами сэра Генри, в которых выражается жизненная философия самого автора. Однако режиссер и актеры оказались настоящими мастерами театрального искусства, спектакль получился просто великолепным!
Хоть и пьеса, как и сам роман О. Уайльда, очень сложна для восприятия, я осталась довольна. Хорошо, что я подготовилась к просмотру, перечитав роман. Зная сюжет, я с интересом наблюдала за действием на сцене. На протяжении всего спектакля мне приходилось мыслить, прислушиваться к репликам героев, вдумываться в смысл сказанных слов. И это на самом деле замечательно! В этом случае вспоминаются слова французского писателя Ромена Роллана : « Театр должен просвещать ум. Он должен наполнить светом наш мозг…»
В завершении хочется сказать, что каждый из нас должен внимательно всматриваться в свой портрет — в свою душу. Каждый должен знать себя сокровенного, быть в ладу с совестью, сознавать нравственную ответственность за свое поведение, делать добро — совершать такие поступки ,как будто проживаешь последний час жизни. К таким мыслям привел меня просмотр спектакля.