Постапокалиптический мир. То ли другая планета, то ли наша. На сцене двигаются странные люди. На головах у них кожаные чепчики, из одежды — разлохмаченные, как обноски, бывшие платья и костюмы. Из нарядов — склеенные из мусорных пакетов плащи.
Где все это происходит — понять невозможно. Наверное, и не нужно. Но определенно — герои пережили некий сокрушительный кошмар, выжили и теперь то ли идут через пустыню (а песок чувствуется в воздухе), то ли строят из обломков новый мир. Звучит Nothing Else Matters, хит группы Metallica — это главная музыкальная тема спектакля.
Шварц написал пьесу о высокодуховном Ученом и его Тени в 1938 году. Историю о конфликте светлого и темного в одном человеке. Ижевский (в прошлом «сатириконовский») Яков Ломкин довёл историю до абсолюта: в его спектакле Тень — женщина.
Гигантский Слон, который обозначает королевский престол, болезненно отсылает к Дали. А лошадь, на которой выезжает Принцесса, — будто прискакала из древней Трои. А вот и Аннунциата. Она колдует на авансцене с песочной анимацией, т часики текут... Вновь Дали застыл во времени.
Здесь и древняя Спарта, и Средневековье, и сюрреализм, и апокалипсис. Вот что пишет режиссёр Яков Ломкин: «Здесь и стимпанк, и мультимедийная мешанина, и мультижанровость. Все правильно: сюр, сказка, эпическая бравада, фарс. Но сквозь это всё — мы ведем человеческую историю».
Тень — женщина. Это авторское решение режиссёра! Женщина-Тень, часть мужчины и его противоположность, становится главным врагом. Она им манипулирует и отдает на расправу. Она крутит роман с его возлюбленной Принцессой. Она становится властелином в этом королевстве! Так как Тень у Шварца – мужского рода! Почему? Режиссёр это объясняет так: «На самом деле импульс дал сам Шварц. Тень - полная противоположность Ученого. Я решил довести противоположность до конкретики, до абсолюта. Получив свободу, обретает свою форму. В нем — в ней! — культивируются и развиваются со скоростью вирусов все теневые стороны Ученого». Но как же любовь Тени и Принцессы? Пошёл жар. Лесби. «В наш феминистический век это как раз... звонкое решение. Мне хотелось таких параллельных мыслей и аллюзий» (режиссёр).
Всё верно, мы на «ТЕНИ» Шварца! Пьеса 1938 года? Да. Но такое ощущение, что она написана... даже не вчера, а сегодня. Как он злободневен сейчас, как объемен и как звучит. Тема искушений и тщеславия, тема Тени, продажи своей души… А Доктор всё прячется все время под какой-то черный плащ-невидимку.
Главный герой — ученый-историк, забавный и милый. Это ученый Христиан-Теодор. Его играет безупречный и очень многогранный актер Николай Осминов. Он прибывает в некую маленькую, странную, засыпанную песком страну — с целью изучить ее историю. Дочка хозяина гостиницы — робкая, но при этом задорная Аннунциата (Анастасия Павлова) рассказывает ему, что не все так просто в королевстве: принцесса, получив завещание от отца-короля, ищет себе в мужья не знатного, а простого человека — доброго, честного, образованного и умного. Ищет, спрятавшись где-то среди людей. Тень обособляется, проявляет характер и оказывается полной противоположностью светлому, наивному хозяину: власть и подчинение — все, что ее интересует.
Тень играет Ирина Бочкова, что придает особенной пикантности любовной линии с принцессой, которую темный доппельгангер буквально-таки отбивает у безумно влюбленного в это создание с кудряшками ученого. Постановщик Яков Ломкин, утвердив на эту роль актрису, тем самым доводит противостояние двойников до предела и исследует тему в двойном ключе: добро — зло и женское — мужское. Женщина, что характерно, кажется намного сильнее. Но Шварц — гуманный сказочник, и, в отличие от Ганса Христиана Андерсена, дает добру преимущество над злом. Если надо — можно даже кого-то для этого и воскресить, плеснув живой воды.
В пьесе — множество второстепенных персонажей: от взбалмошной певицы Юлии до министра финансов (В. Коченда – особенный гость этой антиутопии), от чокнутого журналиста Цезаря Борджиа до загадочного Доктора. Все они, как всегда у Шварца, выписаны совершенно филигранно, а диалоги в массовых сценах — настоящий оркестр!
На сцене драмтеатра — зрелище столь же красочное и масштабное, сколь хитроумное и интересное: красивейшая сказка, ядро которой — история про темного двойника, позаимствованная у самого Андерсена. Спектакль-фэнтези идет три с лишним часа! Так что же не так с Тенью в постановке Ломкина? Приходите…
Отличная постановка, многое к сожалению актуально сегодня, даже сложно поверить что пьеса написана в 1940. Понравились костюмы и то, как все меняется к финалу. И конечно игра актеров, особенно Ирины Бочковой в роли Тени, она была шикарна от начала и до конца, но особенно в финале) Спасибо за спектакль!
Спектакль "Тень" - я в полном восторге, никогда не видела ничего подобного. А в рамках нашего города, это вообще чудо. Всё гармонично: хореография, костюмы, музыка, подача. Артисты просто супер, так прочувствовать, так отдаться материалу. Невольно сравнила с постановками Марка Захарова, но наш драм театр порвал мою душу в клочья. Спасибо, спасибо! Постановщикам отдельное спасибо!
Самый необычный спектакль, который я когда либо видела! Однозначно стоит того, чтобы увидеть своими глазами!
Сумасшедшая сюрреалистичная сказка, которая как картинка пуантилизма, рассыпалась на мелкие кусочки из прекрасной игры актёров, фрагменты Кин-дза-дзы, альманах Сальвадора Дали... Персонажи из "Звёздных войн" И "Семейки Крудс" (привет Аннунциате:)!). В этой же окрошке "Солярис" Тарковского и общество из "Голодных игр".
Ах-ах, совсем забыла Поля Готье, раннего Александра МакКвина.
Так вот, пазл не сложился в картинку, слишком много плагиата. Спасибо за музыку, она была хороша, но даже она не смогла собрать всё воедино.. .
Прошла бы я ещё раз на этот спектакль - нет, посоветовала бы знакомым - нет!
P. S. Охарактеризовала бы как, постковидный синдром, ... Постковидный сезон... Увы
P. P. S. Главную мысль можно выразить более понятным языком, более изящным способом (я не ханжа, не консерватор)
Режиссёру - апельсиновый сок, солярий и в отпуск... Хватит мрачных гротескных вещей в депрессивных оттенках.