Александр Скрыпник, начальник осветительского цеха театра драмы имени Наума Орлова, о разнице между интеллектом и диммером.
— Я всегда занимался творчеством — фотографией, музыкой. Поэтому работа в театре — это такая новая волна, которая очень здорово меня подхватила и понесла по жизни. Работаю я начальником осветительского цеха уже 9 лет, и за это время утвердился во мнении, что все-таки моя профессия — творческая. Взять, к примеру, светооператора: чтобы во время спектакля переключать свет, он должен чувствовать все, что происходит на сцене, должен понимать, что хотел сказать художник. Да и любой мастер по свету вам то же самое скажет… Все-таки это не ремесло, а творчество. Правда, приходится одни и те же спектакли пересматривать тысячи раз, но если спектакль не нравится — то его как то через себя и не пропускаешь, а если нравится — то сколько ни смотри, каждый раз будешь что то новое подмечать.
Мастера осветительского цеха приходят на работу в день репетиций и спектаклей за несколько часов до самого мероприятия. Начинается подготовка: выставляем дополнительное оборудование, разводим свет, направляем стационарное оборудование.
Каким будет свет на спектакле, продумывает специально обученный человек — художник по свету. Он решает, когда какой фонарь будет зажигаться, через какой фильтр пропускаться, и на какой процент по мощности его включат. Все это прописывается в партитуре — составляется световой паспорт спектакля. В него вносится как стационарное оборудование, так и то, которое каждый раз демонтируется — это и люстры, и бра различные — у каждого прибора отмечено свое место и время включения. При выпуске премьерного спектакля художник по свету направляет свет, потом начинается запись — есть специальные световые пульты с программным обеспечением, в которые записывается последовательность световых положений. После создания последовательности составляется партитура, в которой записывается время перехода одной световой картинки в другую с точностью до миллисекунды. К каждому спектаклю есть такая запись, и хранится она на флеш-карте годами.
Иногда во время спектакля нужна дополнительная работа — например, есть «пушки» — так называются прожекторы, которыми осветитель управляет во время спектакля. Они создают водящий свет — если актер передвигается по сцене в следующем за ним пучке света. Но в драматическом театре водящий свет используется редко — это, в основном, нужно в музыкальном театре.
Очень сильно на нашей работе сказываются новые технологии. Мы стараемся поспевать за временем, но все новое стоит недешево — поэтому оборудование не идеальное, но мы стремимся к этому. Вообще,, характер света изменился даже в быту — человек, который идет по улице, видит совсем другую световую картинку нежели, скажем, в 90-е годы. Появилось очень много светодиодных ламп, у них другая световая температура, они дают совсем другое освещение. Соответственно, на сцене теперь тоже надо применять другую технику — светодиодную, газоразрядную, с разными источниками света.
Приведу конкретный пример: светодиодные прожекторы (которые сейчас очень бурно развиваются) появились у нас сравнительно недавно. Они позволяют получить любой желаемый цвет, смешав три исходных. Грубо говоря, если раньше нужно было ставить на сцене три разных галогеновых прибора и фильтровать свет для получения каких то цветов, то теперь можно поставить только один прибор — он в определенный момент выдаст красный, синий, зеленый или любой другой цвет.
Есть диммерные фонари, на которые нужно подавать напряжение. К этим фонарям протянуты провода от специальных диммерных блоков, туда по цифровому протоколу подается сигнал — когда какой фонарь нужно включить. И есть интеллектуальные фонари, на которые постоянно подается напряжение 220 вольт, и непосредственно на них приходит цифровой сигнал, и они сами внутри вставляют всякие трафареты, линзы, крутятся, меняют цвета… Так вот, недавно у нас появилась такая штуковина — Wi-Fi приемник — передатчик цифрового протокола. Теперь мы можем не протягивать провод к определенным лампам или дымогенераторам, а с двух сторон поставить этот датчик, и он будет передавать сигнал по Wi-Fi — получается такое беспроводное управление. Это значительно упрощает работу. Что касается дыма на сцене — то его цвет зависит от того, какой свет на него падает. Когда на сцене должен появиться дым — прописывается в партитуре отдельно.
Всего в театре 210 регулируемых групп — проще говоря, осветительных приборов, ламп. Нерегулируемых чуть меньше — это те приборы, на которые подается фиксированное напряжение (те же дымогенераторы, снегогенераторы).
Система управления светом — это вообще очень глобально. Это не просто какой то фонарик, и там сидит маленький гномик, который включает вилку в розетку. Светооператорская комната — это своего рода электрическая подстанция. Именно там находится рабочий пульт, с которого подаются все команды. Если свет не загорится — спектакля не будет. Все, что в зоне видимости зрителей — открывается благодаря световым потокам.
30 апреля 2014 г.
Автор: Заманова Розали Акрамовна, фото Вячеслава Шишкоедова
Южноуральская панорама