Уточним сразу: молодого, только набирающего силы Петрова, челябинские зрители не видели. После окончания театральной студии при Омском драматическом театре (и театр традиционно сильный, и студия известная тем, что образование здесь давали крепкое) выпускник двенадцать лет перелетал из театра в театр, оставляя за плечами коллективы Архангельска, Магнитогорска, Комсомольска-на-Амуре, Серова, Днепропетровска, Казани, не находя, по-видимому, нигде творческого удовлетворения.
Скитания молодого Петрова
В Челябинск приехал вслед за Наумом Орловым, имя которого сейчас носит наш академический театр драмы. Познакомился он с Наумом Юрьевичем в Казани, где, как и в предыдущих местах короткого пребывания, задерживаться не собирался.
А в Челябинске осел на почти сорок лет. Почему? Зная артиста Бориса Петрова, наблюдая за ним все годы, начиная с переломного для него семьдесят четвертого, могу предположить, что здесь он нашел режиссеров, ставивших перед артистом задачи, достойные его возможностей.
А возможности эти широки: прекрасная сценическая внешность, творческий диапазон, позволяющий играть трагедию, комедию от лирической до фарса, драму во всем ее многообразии… Театры, где пробовал в молодости свои силы артист, должны бы буквально за фалды удерживать Петрова.
Не материальными благами (к ним Петров, как показала жизнь, довольно равнодушен), не званиями (хотя Борис Николаевич, как почти каждый человек творческого труда, не безразличен к признанию своих профессиональных заслуг). И даже не богатым репертуарным списком, поскольку артиста с такими данными, как у Петрова, роли эти все равно настигли бы. Ведь названия пьес на афишах театров огромной страны повторялись до бесконечности.
Но — не смогли удержать. Удалось только Челябинской драме, где нашлись два режиссера, с которыми у Петрова оказалось общее видение мира и главного в нем — театра.
Обретение дома
Они были совершенно разными: пятидесятилетний, в расцвете сил Наум Юрьевич Орлов, и едва перешагнувший за тридцать Игорь Кузьмич Перепелкин. И творческий почерк у каждого свой. Общее — желание и умение работать с актерами.
У Орлова и Перепелкина Борис Петров сыграл лучшие, на мой взгляд, роли, где разнообразие не может не поражать. Здесь Шекспир, Пушкин, Чехов, Горький во всем их богатстве, Булгаков, Симонов… Только перечисление драматургов, в чьих пьесах играл и играет Петров, заняло бы немало строк, а если еще и роли упоминать, то…
Я назвала заметки «Универсальный солдат». Это не результат поиска красивого заголовка, а термин, применяемый военными. Так обозначают в армиях мира профессиональных военных, которые владеют несколькими специальностями, умеют управлять самой разнообразной техникой — наземной, водной, воздушной, владеют разными видами оружия, знают тактические приемы боя в любых условиях. Такие воины ценятся буквально на вес золота, но и дается подобный профессиональный уровень ценою многолетней ежедневной работы.
Борис Петров как раз такой ветеран. Его жизнь целиком отдана театру, подчинена только его требованиям, это не для красного словца сказано. Я не знаю в наших театрах другого артиста, который настолько категорически подчинил бы свою жизнь служению избранному делу.
Не знаю точно, продолжает ли сейчас Борис Николаевич «качаться», то есть заниматься силовой гимнастикой, но десятилетия регулярных занятий за плечами артиста. Поэтому он в прекрасной физической форме.
Борис Петров — один из начитаннейших наших артистов. Впрочем, начитанных много, умеющие осмыслить прочитанное и употребить на пользу конкретной работе на сцене встречаются реже.
Уже давно нет с нами Наума Юрьевича и Игоря Кузьмича. Череда режиссеров, и главных, и очередных, и гастролеров прошла через наш театр. Кто-то из них находил общий язык с труппой, у кого то это не получилось, да и целью не было. Для артистов такая смена вех мучительна: каждый раз опасение, что не придешься ко двору нового хозяина сцены и надо искать точки соприкосновения.
Петров не суетится. В театральных интригах не замечен, «локтями» не работает. Он, как тот универсальный солдат, всегда готов выполнить любое задание, сыграть то, что театру сейчас нужно. Работает как обычный репертуарный артист, не претендуя на положение лидера, на которого надо ставить спектакли.
Но иногда такое случается. И тогда, как в «Конце Казановы», на сцене царит вечно молодой, влюбленный в жизнь герой, легкий в движениях, с завораживающим голосом, полным страсти.
И зал (не только женщины, а весь зал) замирает.
Сегодня мы поздравляем народного артиста Бориса Петрова с семидесятипятилетием. Кто бы мог подумать, кто бы поверил!
Здоровья вам, Борис Николаевич, и новых интересных ролей!
13 мая 2014 г.
Автор: Моргулес Ирина Израилевна
Южноуральская Панорама