Постоянная ссылка: https://obzor174.ru/v-chelyabinskom-teatre-dramy-postavili-ten-evgeniya-shvarca
Спектакль:
Тень
Артисты:
Яков Ломкин, Анастасия Аляева, Ирина Бочкова, Владислав Коченда, Николай Осминов
В Челябинском театре драмы поставили «Тень» Евгения Шварца
На сцене драмтеатра — зрелище столь же красочное и масштабное, сколь хитроумное и интересное: красивейшая сказка, ядро которой — история про темного двойника, позаимствованная у самого Андерсена. Спектакль-фэнтези идет три с лишним часа, и, пожалуй, это единственное, что может не понравиться зрителю.
Пьесу «Тень» ставили множество раз, а экранизировали даже дважды — с Олегом Далем в семидесятые, с Константином Райкиным — в девяностые. А уж сколько раз в массовой культуре осмысляли и переосмысляли тему двойников-доппельгангеров — и не счесть (вот, например, третий сезон «Твин Пикса», вышел в 2017 году, спустя 25 лет после первых двух). Но она практически неисчерпаема — потому что хорошо конвертируется в любую обертку.
«Тень» вместе с «Драконом» и «Голым королем» входит в трилогию пьес-памфлетов. В «Короле» Шварц создает новый текст на основе трех произведений Андерсена. В «Тени» — вновь берет за основу протосюжет одной из сказок великого датского писателя. Постановщик Яков Ломкин сделал спектакль, что называется, очень близко к первоисточнику. Отсюда и внушительный хронометраж спектакля — больше трех часов с антрактом.
Забавный мужчина, милый и отзывчивый ученый Христиан-Теодор (актер Николай Осминов) прибывает в некую маленькую, странную, засыпанную песком страну — с целью изучить ее историю. Дочка хозяина гостиницы — робкая, но при этом задорная Аннунциата (Анастасия Павлова) рассказывает ему, что не все так просто в королевстве: принцесса, получив завещание от отца-короля, ищет себе в мужья не знатного, а простого человека — доброго, честного, образованного и умного. Ищет, спрятавшись где-то среди людей. Ученый вспоминает, что напротив него на балкон часто выходит прекрасная девушка в маске и... решает отправить за ней присмотреть свою собственную тень. Что и происходит, провоцируя массу дворцовых интриг. Тень обособляется, проявляет характер и оказывается полной противоположностью светлому, наивному хозяину: власть и подчинение — все, что ее интересует. Конечно, это следствие травмы отвержения — не всякий справится с тем, что его бросили. Даже собственная темная сторона личности.
Тень играет Ирина Бочкова, что придает особенной пикантности любовной линии с принцессой, которую темный доппельгангер буквально-таки отбивает у безумно влюбленного в это создание с кудряшками ученого. Постановщик Яков Ломкин, утвердив на эту роль актрису, тем самым доводит противостояние двойников до предела и исследует тему в двойном ключе: добро — зло и женское — мужское. Женщина, что характерно, кажется намного сильнее. Но Шварц — гуманный сказочник, и, в отличие от Ганса Христиана Андерсена, дает добру преимущество над злом. Если надо — можно даже кого-то для этого и воскресить, плеснув живой воды.
В пьесе — множество второстепенных персонажей: от взбалмошной певицы Юлии до министра финансов, от чокнутого журналиста Цезаря Борджиа до загадочного Доктора. Все они, как всегда у Шварца, выписаны совершенно филигранно, а диалоги в массовых сценах — настоящий оркестр, в котором каждая нота — на своем месте. Справились ли с этой задачей артисты театра? Однозначно — да. Это настоящее наслаждение.
Постановочная часть сыграла свою роль тоже очень хорошо. Декорации, костюмы, визуальное оформление — все это в спектакле выполнено на отлично. Облачение героев, как и сценическое оформление, местами подозрительно напоминает фильм «Кин-дза-дза», что рождает третий смысл: перед нами не просто сказка, а какой-то антиутопический мир. Такой милый стимпанк, в котором есть принцессы, рефлексирующие интеллигенты, чиновники-интриганы, а любят все песни Metallica и «Гражданской обороны». «Nothing Else Matters» и «Все идет по плану» — гимны королевства, где Тень в женском обличье крутит придворными важными дяденьками, как марионетками. Ничего не важно, кроме любви — и власти.
Три с лишним часа герои исследуют природу двойственности добра и зла, все то текучее, изменяемое, что составляет суть человеческих отношений. Мелодрама сменяется карнавалом, и затем — фарсом. Это тот самый мир, который и создавал Шварц — яркий, наполненный смыслами, красками, чувствами и характерами. Которые уложены в единый конструкт красиво и изящно, как песочные тени — кстати, еще один практически полноценный «персонаж» спектакля. В финале зритель, кажется, вздохнет с радостью и облегчением, но вот очень сложно отделаться от одной мысли: избавление от злого двойника всегда несет риск для собственной жизни. Да, вот такая печальная сказка, как говорит ученый. А главное, так похожа на реальность — хоть и выглядит как свихнувшаяся пустыня.