Постоянная ссылка: https://up74.ru/articles/kultura/147573/
Спектакль:
Андреева ночь
Артисты:
Александр Бауэр, Екатерина Зенцова, Михаил Зузнев, Константин Иванов, Сергей Исмаилов, Сергей Карпов, Кирилл Корнев, Станислав Масехнович, Алла Несова, Ольга Побродилина, Анастасия Пузырёва, Дарья Сысоева
Челябинская драма поставила почти библейскую притчу
27 Февраля 2023 Фото: Людмила Ковалева
Сценическая история основана на рассказе Романа Михайлова «Героин приносили по пятницам».
Название пугающее, но никаких жестких сюжетов, связанных с наркомафией, там нет. В подтверждение тому создатели спектакля ушли от героина, назвав его «Андреева ночь», что ближе к замыслу авторов сценария Светланы Гиршон и Сергея Карпова, который они написали специально для челябинского театра.
На премьере кто-то смеялся от души, а кто-то грустил на тех же самых сценах. И это нормально. Эмоции и восприятие у людей разные. Но ни одного зрителя не оставила равнодушным история трех героев из «психушки», у которых была сокровенная мечта и вера, что желание обязательно сбудется, если все сделать правильно.
Математики творят
Роман Михайлов не совсем обычный писатель. Он ученый-математик, добившийся заметных результатов в науке. В прошлом году он объявил, что с математикой он прекращает общение. Теперь он пишет, ставит, снимает и снимается сам. У Романа уже есть неплохая фильмография, по его произведениям российские театры ставят спектакли, радуясь незаурядным сюжетам и свежим взглядом на мир.
Его герои в общественном понимании безумцы, люди, не вписавшиеся в действительность, не устроившие свою жизнь. Но персонажи прописаны с такой любовью и трепетом, что все эти деления людей по признаку «успешный» или «лузер», смотрятся совсем с другого ракурса.
Вперед, с тумбочкой!
Три главных героя спектакля, Андрей (актер Кирилл Корнев), Леус (Михаил Зузнев) и Игнат (Александр Пауэр), познакомились в «психушке». Как они там оказались, история умалчивает. Известно, что Андрей стал жертвой «черных риэлторов», Игнат – с трудом общается с людьми, потому что заикается. Леус – племянник священника, единственный из троицы, который «был с женщиной», один раз или двадцать семь, не важно. Главное, он знает, что это такое. У Андрея весь опыт сводится к школьной любви к девочке Оксане, которая до сих пор приходит во снах.
Каждую пятницу в их больницу приносят героин. Однажды сосед-наркоман Черный (Сергей Исмаилов) попытался уколоть Андрея этой дрянью. Но им с Игнатом удается бежать, разыскать Леуса, который к тому моменту уже выписался из неприятного заведения. Троица решает осуществить мечту Андрея: разыскать Оксану и поженить их. Заоблачная мечта! Но племянник священника, понимающий все в религии, берет на себя лидерство. Он водружает тумбочку, оставшуюся от дяди, на тележку, убеждая, что она дана друзьям вместо алтаря. Чтобы заслужить помощь бога, надо сделать доброе дело, - считает Леус. Друзья выслеживают курьера, который по пятницам носит героин, и сжигают наркотик на школьном дворе.
А дальше, главное, все делать правильно, - наставляет Леус. И они с правильными мыслями и тумбочкой отправляются в Москву, где живет школьная любовь Андрея. У друзей все получается, и финал спектакля оставляет самые светлые чувства. Получилось бы так в жизни? Вряд ли! По крайней мере, из полиции сбежавшим из больницы психам без документов, вряд ли удалось бы выбраться. Но это сказочная история, которая очень зацепила создателей спектакля.
С благословения Пускепалиса
- Этот спектакль должны были поставить в нашем театре имени Федора Волкова, - рассказывает режиссер-постановщик и сценарист из Ярославля Сергей Карпов. - По разным причинам постановка не сложилась. Тогда еще был жив Сергей Пускепалис, и он мне предложил сделать это в Челябинске. Материал замечательный. Он меня зацепил невероятной простотой, пронзительностью, наивностью и от своей простоты невероятной любовью к людям. Он излучает доброту, которой очень мало в жизни, и о которой мы мечтаем. Мы не идеалисты и понимаем, что так быть не может. Но театр – самое место для мечты.
- Трудно далось такое удачное распределение ролей?
- Да! Расскажу два момента, которые мне запомнились. По главному герою многие пробовались. Но, когда стал читать Кирилл, стало понятно, что это Андрей. В работе были свои сложности, потому что он совсем еще зеленый. Нет опыта и техники. Но, как мне показалось, именно этим он в этой роли прекрасен. И второй момент связан с Леусом. Это тоже важный персонаж. Авантюризм и сумасшедшинка держится на нем. Михаила Зузнева изначально мы в этой роли не рассматривали. Случайность! Проходила последняя читка. Миша пришел пробоваться на другие роли, и ему надо было срочно уехать. Я его отпускаю, но он возвращается и говорит: «У меня еще есть часик, я почитаю». Я одному даю читать Леуса, другому. Не то! Обращаюсь к нему: «Почитай!». И он начинает. Вот! Он! Ура! А, если бы он все-таки уехал?! Не было тогда у нас такого прекрасного Леуса.
Две на регион
- Когда я прочитала рассказ, а там много мест действия, поняла, что нам нужна какая-то придумка, трансформер, - рассказывает о своей находке художник-постановщик Яна Гловацкая – Прекрасно подошли железные кровати. Предполагалось, что их будет много. Но во всей Челябинской области мы нашли только две. Ограничились ими. Остальное – стол, сетку – варили уже в театре. Получилась такая игра в конструктор. Мы переживали, что во всем регионе нашлись только две кровати, а сейчас понимаем, что все не случайно. Артистам на сцене приходится самим все это перестраивать и перетаскивать. Будь кроватей больше, им бы понадобилась помощь монтировщиков. С другой стороны, если возникнет вопрос по переносу спектакля на большую сцену, мы можем увеличить количество кроватей. Все получилось! И я очень рада, когда из ничего рождается светлая, прекрасная история.
- Я получил огромное удовольствие, увидев спектакль, как зритель, - подвел итог Сергей Карпов. - И я отметил: все, что задумывалось, правильно работает. То, что кому-то не хотелось смеяться, хорошо. Это многогранная история. Она и грустная, и светлая, и добрая, и смешная одновременно.
От VIP-зрителя
«Это последний совместный проект с нашим любимым большим артистом и режиссёром Сергеем Пускепалисом, - написала в соцсетях после премьеры учредитель Фонда социальных, образовательных и культурных инициатив 2020 Ирина Текслер. - Именно он открыл для нас молодого и талантливого режиссёра Сергея Карпова, который служил вместе с ним в Ярославском театре. Премьера прекрасная! Свободных мест не было, овации, полный восторг! Постановка, сценография, трагизм и фарс, библейские притчи и победа всеобъемлющей любви над злом! Театр драмы, я вас очень люблю!».
На премьере кто-то смеялся от души, а кто-то грустил на тех же самых сценах. И это нормально. Эмоции и восприятие у людей разные. Но ни одного зрителя не оставила равнодушным история трех героев из «психушки», у которых была сокровенная мечта и вера, что желание обязательно сбудется, если все сделать правильно.
Математики творят
Роман Михайлов не совсем обычный писатель. Он ученый-математик, добившийся заметных результатов в науке. В прошлом году он объявил, что с математикой он прекращает общение. Теперь он пишет, ставит, снимает и снимается сам. У Романа уже есть неплохая фильмография, по его произведениям российские театры ставят спектакли, радуясь незаурядным сюжетам и свежим взглядом на мир.
Его герои в общественном понимании безумцы, люди, не вписавшиеся в действительность, не устроившие свою жизнь. Но персонажи прописаны с такой любовью и трепетом, что все эти деления людей по признаку «успешный» или «лузер», смотрятся совсем с другого ракурса.
Вперед, с тумбочкой!
Три главных героя спектакля, Андрей (актер Кирилл Корнев), Леус (Михаил Зузнев) и Игнат (Александр Пауэр), познакомились в «психушке». Как они там оказались, история умалчивает. Известно, что Андрей стал жертвой «черных риэлторов», Игнат – с трудом общается с людьми, потому что заикается. Леус – племянник священника, единственный из троицы, который «был с женщиной», один раз или двадцать семь, не важно. Главное, он знает, что это такое. У Андрея весь опыт сводится к школьной любви к девочке Оксане, которая до сих пор приходит во снах.
Каждую пятницу в их больницу приносят героин. Однажды сосед-наркоман Черный (Сергей Исмаилов) попытался уколоть Андрея этой дрянью. Но им с Игнатом удается бежать, разыскать Леуса, который к тому моменту уже выписался из неприятного заведения. Троица решает осуществить мечту Андрея: разыскать Оксану и поженить их. Заоблачная мечта! Но племянник священника, понимающий все в религии, берет на себя лидерство. Он водружает тумбочку, оставшуюся от дяди, на тележку, убеждая, что она дана друзьям вместо алтаря. Чтобы заслужить помощь бога, надо сделать доброе дело, - считает Леус. Друзья выслеживают курьера, который по пятницам носит героин, и сжигают наркотик на школьном дворе.
А дальше, главное, все делать правильно, - наставляет Леус. И они с правильными мыслями и тумбочкой отправляются в Москву, где живет школьная любовь Андрея. У друзей все получается, и финал спектакля оставляет самые светлые чувства. Получилось бы так в жизни? Вряд ли! По крайней мере, из полиции сбежавшим из больницы психам без документов, вряд ли удалось бы выбраться. Но это сказочная история, которая очень зацепила создателей спектакля.
С благословения Пускепалиса
- Этот спектакль должны были поставить в нашем театре имени Федора Волкова, - рассказывает режиссер-постановщик и сценарист из Ярославля Сергей Карпов. - По разным причинам постановка не сложилась. Тогда еще был жив Сергей Пускепалис, и он мне предложил сделать это в Челябинске. Материал замечательный. Он меня зацепил невероятной простотой, пронзительностью, наивностью и от своей простоты невероятной любовью к людям. Он излучает доброту, которой очень мало в жизни, и о которой мы мечтаем. Мы не идеалисты и понимаем, что так быть не может. Но театр – самое место для мечты.
- Трудно далось такое удачное распределение ролей?
- Да! Расскажу два момента, которые мне запомнились. По главному герою многие пробовались. Но, когда стал читать Кирилл, стало понятно, что это Андрей. В работе были свои сложности, потому что он совсем еще зеленый. Нет опыта и техники. Но, как мне показалось, именно этим он в этой роли прекрасен. И второй момент связан с Леусом. Это тоже важный персонаж. Авантюризм и сумасшедшинка держится на нем. Михаила Зузнева изначально мы в этой роли не рассматривали. Случайность! Проходила последняя читка. Миша пришел пробоваться на другие роли, и ему надо было срочно уехать. Я его отпускаю, но он возвращается и говорит: «У меня еще есть часик, я почитаю». Я одному даю читать Леуса, другому. Не то! Обращаюсь к нему: «Почитай!». И он начинает. Вот! Он! Ура! А, если бы он все-таки уехал?! Не было тогда у нас такого прекрасного Леуса.
Две на регион
- Когда я прочитала рассказ, а там много мест действия, поняла, что нам нужна какая-то придумка, трансформер, - рассказывает о своей находке художник-постановщик Яна Гловацкая – Прекрасно подошли железные кровати. Предполагалось, что их будет много. Но во всей Челябинской области мы нашли только две. Ограничились ими. Остальное – стол, сетку – варили уже в театре. Получилась такая игра в конструктор. Мы переживали, что во всем регионе нашлись только две кровати, а сейчас понимаем, что все не случайно. Артистам на сцене приходится самим все это перестраивать и перетаскивать. Будь кроватей больше, им бы понадобилась помощь монтировщиков. С другой стороны, если возникнет вопрос по переносу спектакля на большую сцену, мы можем увеличить количество кроватей. Все получилось! И я очень рада, когда из ничего рождается светлая, прекрасная история.
- Я получил огромное удовольствие, увидев спектакль, как зритель, - подвел итог Сергей Карпов. - И я отметил: все, что задумывалось, правильно работает. То, что кому-то не хотелось смеяться, хорошо. Это многогранная история. Она и грустная, и светлая, и добрая, и смешная одновременно.
От VIP-зрителя
«Это последний совместный проект с нашим любимым большим артистом и режиссёром Сергеем Пускепалисом, - написала в соцсетях после премьеры учредитель Фонда социальных, образовательных и культурных инициатив 2020 Ирина Текслер. - Именно он открыл для нас молодого и талантливого режиссёра Сергея Карпова, который служил вместе с ним в Ярославском театре. Премьера прекрасная! Свободных мест не было, овации, полный восторг! Постановка, сценография, трагизм и фарс, библейские притчи и победа всеобъемлющей любви над злом! Театр драмы, я вас очень люблю!».