Постоянная ссылка: https://obzor174.ru/chelyabinskiy-teatr-dramy-predstavil-premeru-dohodnoe-mesto-12
Спектакль:
Доходное место
Артисты:
Дмитрий Астрахан, Алексей Мартынов, Анастасия Аляева, Александр Бауэр, Евгений Болтнев, Ирина Бочкова, Борис Власов, Антонида Гагарина, Иван Грачёв, Вадим Долговых, Михаил Зузнев, Константин Иванов, Сергей Исмаилов, Анна Каймашникова, Владислав Коченда, Антон Марьинских, Станислав Масехнович, Данил Матвеев, Алла Несова, Дмитрий Олейников, Полина Петрова, Андрей Суворов, Сергей Чикурчиков
Пьеса «Доходное место» в принципе объединяет много любимых тем Островского. Тут вам и драма «бесприданницы», которую мать бы и рада спихнуть кому-то подороже; и конфликт личной свободы-несвободы (что-то близкое по духу можно найти и в «Грозе», и опять же в «Бесприданнице»); и, конечно беспощадное обличение всех взяточников и подхалимов. А во главе угла все же любовь. Или «любовь», потому что все герои понимают ее по-разному.
Вот пожилой чиновник Аристарх Владимирыч Вышневский удивляется: чего это его молодая жена все время недовольна? Он ей и дом, и дачу, и бриллианты с шелками — чего еще надо? «Отплатить за любовь обязан всякий, иначе самая бескорыстная любовь остынет», — провозглашает он свои принципы. Вот только супруга Анна Павловна с такими расценками не согласна.
Не согласен с героем и племянник Василий Жадов. Он чего-то вдруг хочет жить с чистой совестью да с душевным спокойствием. И с любимой Полиной, пусть она и бедна и глупа (как сама признается). Ее можно научить правильным вещам, верит он. И разрывает отношения с дядей — не нужны Жадову доходные места, не нужны унижение и сделки с совестью; а с милой, как говорится, рай и в шалаше.
Знаменитый режиссер Дмитрий Астрахан (уже ранее работавший с челябинским драмтеатром) героев воплощает яркими красками и крупными мазками — характеры очень экспрессивные, взрывные — не угадаешь, когда грянет.
Вот и Жадов то и дело то резко переходит на крик, то готов ввязаться в драку против толпы. То, напившись, вписывается в единственный столб на сцене.
Кажется, только с таким напором и силой можно бороться с льстецами и взяточниками, а их вокруг много. Тут и пожилой чиновник Аким Акимыч Юсов, и его молодой протеже и подражатель (у них при первом появлении даже одежда одинаковая) Онисим Белогубов.
Да и семейная идиллия легко трещит по швам вслед за дырой в кошельке. На Полину давят мама Фелисата Герасимовна (вот уж харизматичная мегера) и сестра Юлинька, невеста Белогубова, которая все хвастается новыми платьями...
«За что тебя любить? Очень нужно даром-то любить!» — бросает в лицо возлюбленному Полина. Ответ Жадова, в общем, прост: «Как даром? За любовь я тебе плачу любовью».
У каждого из персонажей цена за любовь своя. Так что пока одни ее считают в шляпках и жилетках, в бриллиантах и соболях — Жадов готов заплатить самую страшную цену, какую только может. Ведь, похоже, придется все-таки приползти к дядюшке за прощением и с просьбой выделить ему «доходное место»...
Дмитрий Астрахан постановку, бережно сохраняющую текст Островского, наполняет яркими деталями, выкручивает до предела. Чего только стоит носовой платок, который Белогубов сначала использует по назначению, а потом пытается применить к нежной ручке своей избранницы. Старательно этого, конечно, избегающей. И проговаривать даже не надо, что Белогубов ей противен (хоть и перспективен) — все показано броско и метко. Да и вообще, в постановке достаточно юмора и балагана (в хорошем смысле).
Актерские работы яркие, сочные, особенно отличается «старая» гвардия — Юсов (Владислав Коченда), Фелисата Герасимовна (Алла Несова), Вышневский (Алексей Мартынов) получились что надо. Да и остальные герои смотрятся органично. Притом характеры объемные, не лишены глубины, несмотря на свою вроде бы бесспорную отвратительность. Юсов любит птичек и цветочки, душевные песни и пляски (какие уж получаются). Белогубов (вроде как) искренне стремится порадовать любимую Юлиньку и подружиться с «братцем» Жадовым. А Фелисата Герасимовна мастерски переключается между состояниями «заботливая мама» и «домашняя тиранка».
Спектакль красив, достаточно масштабен. Тут и яркие костюмы (ах, как красиво сапфировое платье Анны Павловны), и красочные декорации. И это не только интерьеры дома или трактира — красоты добавляет звездное небо, сияющее отдаленными огоньками. Так что внешне все будто остается там — в XIX веке; вот только по сути все очень современно.
Ну а главной звездой вечера (при всем уважении к артистам-людям), судя по единогласной реакции зала, стал крохотный шпиц. «Роль» небольшая, но нужна не только для мимимишности. Пушистый герой, удивительно послушный и артистичный, стал удачной находкой постановки.
Вечные тексты Островского, более традиционный подход к костюмам и декорациям, сильные артисты — в принципе, рецепт беспроигрышный. На челябинской сцене такие постановки всегда любимы зрителями. И стоят того, чтобы потратить на них вечер, посмеяться над вечными проблемами, а где-то, может, и чуть-чуть погрустить.
Ведь смотреть сегодня на постановки таких пьес, словно смотреть вокруг себя — смешно, до коликов. И жутковато порой.