Постоянная ссылка: https://obzor174.ru/chelyabinskiy-teatr-dramy-postavil-spektakl-o-sovetskih-repressiyah
Спектакль:
Дети ворона
Артисты:
Борис Петров, Татьяна Скорокосова, Александр Бауэр, Екатерина Зенцова, Ксения Зузнева, Кирилл Корнев, Станислав Масехнович, Данил Матвеев, Ксения Павлова
«Дети ворона» (12+) — это один из романов серии «Ленинградские сказки» Юлии Яковлевой. Его даже хотели экранизировать, но до этого пока не дошло. А вот в Челябинске поставили одноименный спектакль по этому роману-сказке. Он посвящен историям обычных семей в годы репрессий. Почему же тогда сказка? Потому, что, несмотря на страшную реальность тех дней, в сюжете осталось место для детской выдумки. А ведь именно дети по воле случая оказались главными героями этих историй.
Конец 1930-х годов. Ленинград. Мальчик Шурка живет с родителями, братом и семьей в коммунальной квартире. Большая семья занимает сразу две комнаты, что не нравится завистливым соседям, которые строчат доносы на отца семейства, лишь бы разжиться дополнительными квадратными метрами. Но Шурка и знать об этом не знает, он обычный советский мальчишка: любит железную дорогу, куда бегает гулять; следит за успехами полярника Папанина и, конечно, не всегда слушается родителей. Вместе с сестрой Таней они дружны, хоть она его частенько подкалывает и поучает, как и положено старшей.
Но семейная идиллия рушится за одну ночь... Утром Шурка обнаруживает, что папа пропал, а мама плачет. Через несколько дней из квартиры пропадают и мама с младшим братом Бобкой. Соседи говорят, что их, как и отца, забрал Черный Ворон... Дети рисуют себе образ злобной птицы, которая забрала у них самых близких и дорогих людей. И даже наивно пытаются заговорить с воронами в сквере, чтобы узнать, куда они дели их маму и папу.
Они, конечно, не понимают всей серьезности того, что произошло: нет больше рядом родителей и брата, нет больше их коммуналки (соседи ликуют), как и нет Черного Ворона, образом которого стал зловещий символ мрачных 30-х годов прошлого столетия — «черный воронок». Так на жаргоне называли милицейский автомобиль, на котором ночью сотрудники НКВД увозили задержанных за «антисоветчину». За эту статью давали 10 лет или расстрел. Одна из героинь спектакля радуется, что мужа посадили на 10 лет... Ведь это значит, что он будет жить! «Что такое 10 лет для нашей любви!» — кричит она.
А наш герой Шурка оказывается в детском доме, где содержат детей заключенных. Там злобная тетка Тумба, сотрудница детдома, дает ему новое имя, которыми было популярно в то время называть, — Сталюд (Сталин любит детей). Новое имя Сашке не нравится, как и детский дом, и выданные ботинки, которые ему велики. Там детей травят за то, что их родители — «враги народа». Но от чего-то тетка Тумба сама рыдает по вечерам, глядя на чье-то фото... Возможно, и в ее семье побывал Черный Ворон?..
Устав от унижений, Шурка сбегает из детдома и оказывается на улице, где знакомится с таким же беспризорником, который может ловкими руками добыть что угодно. Позже Шурку с сестрой Таней все же забирает тетя Вера. Но родителей и младшего брата они больше так и не увидят...
Главные роли детей блистательно исполнили взрослые актеры драмтеатра Борис Петров и Татьяна Скорокосова. Сам спектакль поставила приглашенный режиссер Ксения Павлова. Она использовала несколько немых сцен, которые говорят больше любых слов. Например, как сотрудники НКВД выбрасывают из больших мешков письма с доносами, которых тысячи. Или как по сцене движется игрушечная модель того самого зловещего воронка.
Скажете, грустная история и чересчур серьезный сюжет для детского спектакля? Но ведь, во-первых, это постановка не про репрессии. Она про людей, про семью, про теплые взаимоотношения. И в то же время про предательство, зависть, подлость, которые в прямом смысле слова кому-то стоили жизни.
Во-вторых, с детьми нужно говорить на разные темы. И даже на очень сложные и страшные. К слову, на премьере зал был полон школьниками, которые с интересом наблюдали за тем, что происходит на сцене. Спектакль нельзя назвать детским, он будет интересен зрителю любого возраста.
Пока смотрела спектакль, одна мысль не выходила из головы: почти сотня лет прошла с тех годов, сейчас и не верится, особенно оглядываясь на подростков в зале, что это вообще когда-то было: доносы, репрессии, расстрелы, воронки... Но рассказывать об этом детям непременно стоит. Или сходить на этот спектакль, который простым языком поведает подрастающему поколению о сложном и ужасном.